Консультация «Готов ли ваш ребёнок к школе» для родителей подготовительной группы.
Подготовка к школе - это процесс многоплановый и многоступенчатый. Чаще всего родители задумываются о готовности ребенка к школе только в подготовительной группе, хотя мы, воспитатели, готовим детей начиная с младшей группы. Ведь подготовка ребенка - это не только специализированные занятия, но и игра, общение с детьми и взрослыми, трудовая деятельность.
В процессе обучения в детском саду дети учатся концентрировать внимание, запоминать новую информацию, считать, читать и писать, помимо этого мы развиваем мелкую и крупную моторику. Но не менее важно, дети приобретают любознательность и нравственные понятия.
Готовность ребенка к школе подразделяется на различные уровни – это физический, психологический и социально-коммуникативный.
Физическая (физиологическая) готовность
Данный вид готовности свидетельствует о достаточном состоянии здоровья, которое позволит ребенку обучаться. Не менее важно, должны быть сформированы такие навыки, как скоординированность и мелкая моторика. Он должен уметь правильно держать ручку, поддерживать правильную позу за столом.
Психологическая готовность
Психологическая готовность включает в себя сформированность интеллектуальных функций и эмоционально-личностную зрелость.
Интеллектуальная готовность - это определенный уровень знаний, например, умение ориентироваться в пространстве, концентрировать внимание, познавательная активность, умение запоминать и воспроизводить информацию, сформированность простейших счетных операций.
Эмоционально-личностная готовность включает в себя заинтересованность в познавательной деятельности, усидчивость, понимание ребенком важности обучения, умение регулировать свое эмоциональное состояние.
Социально-коммуникативная готовность
Ребенок должен уметь выстраивать взаимоотношения в кругу своих одноклассников, работать в команде, уметь выходить из проблемной ситуации. Помимо этого, важно уметь выстраивать дистанцию в общении со взрослыми людьми, уважительно относиться к авторитетному взрослому - например, к учителю.
Тестирование
Для определения уровня готовности вашего ребенка вы можете пройти опросник, разработанный психологом Дж. Чейпи:
- Оценка базового опыта ребенка
- Приходилось ли ребенку сопровождать вас на почту, в сберкассу, в магазин?
- Был ли малыш в библиотеке?
- Приходилось ли ребенку бывать в деревне, в зоопарке, в музее?
- Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать ему истории?
- Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?
- Оценка физического развития
- Хорошо ли ребенок слышит?
- Хорошо ли он видит?
- Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
- Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?
- Выглядит ли ребенок здоровым, бодрым, отдохнувшим?
- Оценка эмоционального развития
- Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей?
- Сформирован ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
- Легко ли малышу переключиться при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?
- Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться с другими детьми?
- Оценка речевого развития
- Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
- Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?
- Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: щетка, пылесос, холодильник?
- Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под столом?
- В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-либо происшедший с ним случай?
- Четко ли ребенок выговаривает слова?
- Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?
- Оценка умения общаться
- Включается ли ребенок в игру других детей?
- Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
- Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?
- Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо сценку в домашнем спектакле?
- Оценка когнитивного развития
- Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы. Например, найти картинку, не похожую на остальные?
- Может ли ребенок различать буквы и короткие слова б/п, кот/год?
- Cпособен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?
- Может ли ребенок самостоятельно, без посторонней помощи, сложить головоломку из пятнадцати элементов?
- Может ли ребенок рифмовать слова?
- Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр?
- Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?
Если ваши ответы в большинстве утвердительные, то можно говорить о готовности вашего ребенка к процессу обучения в школе. Если на 20% и более присутствуют отрицательные ответы, то вам необходимо задуматься о возможной отсрочке (пойти в школу на следующий год) и обращения к специалистам для помощи в подготовке к школе.